КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙ
Город Бирмингем в штате Алабама выделялся в 60-е годы жесткостью сегрегации даже на уровне южных штатов, и борьба цветного населения за свои права происходила здесь с особенным упорством. Глава полиции Юджин Коннор по прозвищу Бык натравливал на протестующих собак, приказывал обливать участников демонстраций из пожарных шлангов водой, вылетавшей под таким давлением, что струя могла сбить кору с дерева, и не давал полиции вмешиваться, когда куклуксклановцы избивали гражданских активистов.
В начале 1963 года в Бирмингем прибыл Мартин Лютер Кинг и вместе с местными священниками начал готовить кампанию гражданского неповиновения. Как он напишет через несколько месяцев из Бирмингемской тюрьмы, мирный протест проходит через четыре этапа: 1. Сбор фактов, доказывающих существование несправедливости. 2. Переговоры. 3. Самоочищение 4. Прямое действие.
Первая фаза была уже пройдена. Попытки убедить местные власти хотя бы убрать оскорбительные надписи, украшавшие магазины и рестораны города, провалились. Кинг и представители Христианского движения Алабамы за гражданские права проводили семинары. Да-да. Они проводили занятия, на которых будущим участникам демонстраций и бойкотов рассказывали о принципах ненасилия и мирного протеста, а затем предлагали подумать и искренне ответить: «Готовы ли вы выносить удары, не отвечая на них?» «Способны ли вы вынести тюремное заключение?»
Начало кампании хотели приурочить к Пасхе, но решили подождать, так как в городе проходили выборы мэра, и одним из кандидатов был Бык Коннор. Волнения могли заставить испуганных жителей проголосовать за него. После выборов (Коннор проиграл) начались марши. Участники протестов заходили в те места, куда цветных не пускали, и отказывались уходить.
10 апреля в городе был введен запрет на демонстрации. Через два дня Кинг с еще одним священником вышли на улицу и были арестованы.
После этого еще один священник начал готовить то, что потом назовут крестовым походом детей. Да-да, представители Христианского движения призвали старшеклассников пройти маршем по центру города и обратиться к мэру с призывом отменить сегрегацию. Их тоже готовили, объясняя принципы мирного протеста. Тысячи школьников вышли на улицы — сотни были арестованы. Многих помещали в камеры со взрослыми уголовниками, в том числе с крайне недружелюбными белыми. Фотографии избиваемых школьников облетели весь мир.
Еще до начала Крестового похода детей, пока Кинг сидел в одиночной камере, ожидая выхода под залог, в газете «Бирмингем Ньюс» восемь священников высказались против протестов. Они призвали «как белых, так и чернокожих граждан следовать принципам закона, порядка и здравого смысла».
В своем длинном ответе Кинг заявил: «Я полагаю, что человек, нарушающий закон, который голос его совести называет несправедливым, а затем добровольно принимает наказание и идет в тюрьму, чтобы вызвать негодование общества из-за совершенной несправедливости, на самом деле проявляет высочайшее уважение к закону». Но как понять, какой закон справедлив? Это тоже было замечательно сформулировано: «Любой закон, возвышающий человеческую личность, справедлив. Любой закон, унижающий личность, несправедлив».
Отвечая священникам, он писал: «В вашем обращении вы пишете, что наши действия хоть и носят мирный характер, но вызывают осуждение, потому что провоцируют насилие. Но есть ли логика в этом утверждении? Это ведь все равно, что осудить ограбленного, потому что его деньги спровоцировали ограбление? Или осудить Сократа за то, что его непоколебимая преданность истине и его философские рассуждения подтолкнули введенный в заблуждение народ к тому, чтобы заставить его выпить цикуту? Или осудить Иисуса за то, что его Божественное сознание и вечная преданность Божьей воле спровоцировали распятие?»
Ну вот, собственно, и все. В Бирмингеме, кстати, власти пошли на переговоры с протестующими, а президент Кеннеди высказался за принятие федерального закона о гражданских правах — это произойдет в июле 1964-го.